Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

довлатов с.д

Афоризмы

Довлатов Сергей Донатович (1941-1990)

Писатель, журналист. Родился в СССР. Начал писать в 60-х годах, но в СССР не публиковался. 1978 - эмигрировал в США. 1980 - 1982 - главный редактор нью-йоркской еженедельной газеты "Новый американец", выходившей с подзаголовком "Еврейская газета на русском языке". В связи с приобретением газеты американским бизнесменом и ее переходом на позиции ортодоксального иудаизма Довлатов отказался от поста главного редактора. Литературные труды Довлатова стали впервые публиковаться в зарубежных литературных журналах. Первой книгой Довлатова, изданной в США (уже посмертно), был сборник новелл "Компромисс". В конце 1980-х стал издаваться в СССР, а затем в России, где вышло в свет трехтомное собрание его сочинений. Умер в США. Автор ряда новелл (циклы "Компромисс", 1981, "Чемодан", 1986) и повестей ("Зона", 1982; "Ремесло", 1984; "Иностранка", 1986; "Филиал", 1989). В автобиографических зарисовках иронически воссоздает абсурдную советскую действительность и жизнь русской эмиграции.

(Текст - по материалам энциклопедического ресурса www.rubricon.com, "Энциклопедия российско-американских отношений", "Иллюстрированный энциклопедический словарь")

Афоризмы, цитаты -

Юмор - украшение нации... Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом!

Гений - это бессмертный вариант простого человека.

Мировые проблемы американцев не волнуют. Главный их девиз - "Смотри на вещи просто!" И никакой вселенской скорби!

Рожденный ползать летать… не хочет.

Юмор - инверсия здравого смысла. Улыбка разума.

Желание командовать в посторонней для себя области есть тирания.

Благородство - это готовность действовать наперекор собственным интересам.

Гений враждебен не толпе, а посредственности.

Туризм - жизнедеятельность праздных.

Функционер - очень емкое слово. Занимая официальную должность, ты становишься человеком функции. Вырваться за диктуемые ею пределы невозможно без губительного скандала. Функция подавляет тебя. В угоду функции твои представления незаметно искажаются. И ты уже не принадлежишь себе.

Скудость мысли порождает легионы единомышленников.

Противоположность любви - не отвращение и даже не равнодушие, а ложь.

Писатель, журналист.

Снобизм - это единственное растение, которое цветет даже в пустыне.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.

Талант - это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.

Полезные сервисы

довлатов сер. донатович

Гуманитарный словарь

ДОВЛА́ТОВ Сер. Донатович (1941-90) - прозаик. Родился в Уфе, в семье театр. работников, жил в Ленинграде, учился в ун-те, был призван в армию, служил надзирателем в уголовном лагере особого режима, работал в Эстонии журналистом, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике. При жизни Д. на родине было опубликовано лишь неск. его рассказов, а набор первой книги был рассыпан по указанию "компетентных органов". С 1976 печатался за границей. В 1978 эмигрировал в США, где за двенадцать лет опубл. 12 книг. Был ред. еженедельника "Новый американец". Летом 1990 скоропостижно скончался в Нью-Йорке.

С кон. 80-х гг. Д. начали печатать на родине, сначала в журналах ("Звезда", "Октябрь"), а затем отдельными изданиями: "Заповедник" (1991), "Ремесло" (1991), "Чемодан" (1991), "Зона. Компромисс. Заповедник" (1991). Эти публикации представили отеч. читателю талантливого рассказчика, умевшего преобразовывать события обыденной жизни, эпизоды личной биографии в явления подлинного иск-ва, в прозу, отмеченную мастерством и артистизмом. Фигура рассказчика придает ей черты исповеди "лишнего человека", жившего в эпоху "развитого социализма" и протестовавшего против тотальной лжи, нравств. компромиссов.

Полезные сервисы

довлатов сергей донатович

Энциклопедический словарь

Довла́тов Сергей Донатович (1941-1990), русский писатель. С 1978 жил в США. В новеллах (циклы «Компромисс», 1981, «Чемодан», 1986), повестях («Зона», 1982; «Иностранка», 1986; «Филиал», 1989) - автобиографические «картинки», в юмористическом и ироническом ракурсе отражающие советскую действительность, рефлексы советской ментальности в русских эмигрантских общинах.

* * *

ДОВЛАТОВ Сергей Донатович - ДОВЛА́ТОВ Сергей Донатович (3 сентября 1941, Уфа - 24 августа 1990, Нью-Йорк), русский писатель.

Биографическая канва

Родился в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда театральных работников. С 1944 и до эмиграции в 1978 жил в Ленинграде, с перерывом на армейскую службу (1962-1965) и журналистскую работу в Таллине (1972-1975). В 1959-1962 гг. учился на финском отделении филологического факультета Ленинградского университета, после армии - там же на факультете журналистики, но не закончил его. Работал в малотиражных газетах, а также сторожем, камнерезом, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике (см. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ). В 1978, эмигрировав в США, поселился с семьей в Нью-Йорке, был одним из создателей и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец» (1980-1983), много работал на радио «Свобода».

Литературное окружение

Прозу всерьез стал писать после демобилизации. В это время у него начали складываться циклы новелл, позднее вошедших в книгу «Зона». До эмиграции была написана также единственная его крупная вещь, роман «Один на ринге». Он остался в рукописи (опубликована последняя часть «Невидимая книга»). Сознательно выработанный в эмиграции жанр прозаика - книга, прочитываемая «за вечер».

Как прозаик в 1960-е гг. тяготел к ленинградской литературной группе «Горожане» (Б. Вахтин (см. ВАХТИН Борис Борисович), В. Губин, И. Ефимов, В. Марамзин (см. МАРАМЗИН Владимир Рафаилович)). Но больше всего его впечатляла позиция И. Бродского (см. БРОДСКИЙ Иосиф Александрович), воспринявшего в ту пору вместе со своим литературным поколением, как он сам выразился в эссе о Довлатове «...идею индивидуализма и принцип автономности человеческого существования более всерьез, чем это было сделано кем-либо и где-либо». (Бродский И. О Сереже Довлатове // «Звезда». 1992. № 2. с. 6).

Свою литературную генеалогию Довлатов вел от А. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), М. Зощенко (см. ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович) и американских прозаиков 20 в. (Шервуд Андерсон (см. АНДЕРСОН Шервуд), Эрнест Хемингуэй (см. ХЕМИНГУЭЙ Эрнест), затем Уильям Фолкнер (см. ФОЛКНЕР Уильям) и Джером Сэлинджер (см. СЭЛИНДЖЕР Джером Дэвид)). В постоянном поле зрения находились также книги Д. Джойса, (см. ДЖОЙС Джеймс) Л. Добычина (см. ДОБЫЧИН Леонид Иванович), «Театральный роман» М. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич). Как потрясение, но не предмет подражания, всегда воспринимался Ф. Достоевский. (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович)

Театр одного рассказчика

Литературный метод Довлатова можно определить как «театрализованный реализм». Отношения между людьми в его прозе в равной степени горестны и смешны. В жизни подобное равновесие наблюдать трудно. Поэтому при всех приметах «бытового реализма» проза Довлатова - никак не сколок и не слепок с бытия: правду вымысла писатель ценит выше правды факта. Создал в литературе театр одного рассказчика. При этом - существенная и оригинальная черта - точка зрения и обозрения этого автора-режиссера не выше уровня самой сцены. Заниженная самооценка рассказчика, так же как его открытость диалогу, придают прозе Довлатова глубоко демократический тон. Интересовало его в первую очередь разнообразие самых простых ситуаций и самых простых людей. Характерно в этом отношении его представление о гении: «бессмертный вариант простого человека». Внешне старомодная, в рамках «бытового реализма» довлатовская проза утверждает, что самосознание и артистизм в природе маленьких вещей.

Герои Довлатова - его современники, и они найдут общий язык, независимо от того, живут ли они в Америке или в России. И в то же время, при всей общительности, они страшно одиноки. Довлатовский герой-рассказчик одинок так, как были одиноки герои прозы «потерянного поколения». Их тема частного товарищества, демонстрирующего отчужденность от мира, была и довлатовской неявной темой. Тотальное, но несколько романтическое одиночество будоражило довлатовское сердце до конца дней.

Проза Довлатова переведена на основные европейские и японский языки. Особенно доброжелательно писала о ней англоязычная критика, в которой отрицательные отзывы практически отсутствуют.

Большой энциклопедический словарь

ДОВЛАТОВ Сергей Донатович (1941-90) - русский писатель. С 1978 жил в США. В новеллах (циклы "Компромисс", 1981, "Чемодан", 1986), повестях ("Зона", 1982; "Иностранка", 1986; "Филиал") - автобиографические "картинки", в ироничном ракурсе отражающие советскую действительность и жизнь русской эмиграции.

Полезные сервисы